Основные термины и определения в области систем СГУ

Узел СГУ – узел сухого газового уплотнения. Предназначен для герметизации рабочей среды турбомашины (центробежного компрессора, турбодетандера, центробежного насоса, паровой турбины, реактора-мешалки…) на концевых участках валов. Включает в себя одну или нескольких уплотнительных ступеней, лабиринты или барьерные уплотнения, расположенные в определенном порядке (компоновочная схема). Состоит из статорной части, закрепленной в корпусе турбомашины и роторной части, закрепленной на валу.

Рисунок1.png

Узел сухого газового уплотнения


Седло – вращающаяся деталь уплотнительной пары. Обычно изготавливается из твердого материала (карбид кремния, карбид вольфрама и т.д.). На рабочей поверхности седла выполняются динамические каналы (однонаправленные или реверсивные) глубиной несколько микрон.

Торец – подвижная в осевом направлении деталь уплотнительной пары. Обычно изготавливается из карбида кремния или графита с антифрикционными пропитками.
Уплотнительная пара – главные детали уплотнительной ступени. Состоит из седла и торца, между торцевыми рабочими поверхностями которых при работе образуется уплотнительный газовый клин.
Уплотнительная ступень – структурная часть узла СГУ. Состоит из одной уплотнительной пары, корпусных и роторных деталей, набора пружин, метизов и вторичных уплотнений, необходимых для обеспечения ее работоспособности. В зависимости от функционального назначения уплотнительная ступень может быть наружной или внутренней, основной или резервной.

КИП СГУ – контрольно-измерительная панель сухих газовых уплотнений. Представляет собой стойку, на которой компактно смонтированы фильтры, запорно-регулирующая арматура, приборы контроля и автоматизации, трубопроводы. Предназначена для обеспечения требуемых условий эксплуатации узлов СГУ и контроля их работоспособности.
Буферный газ – очищенный газ, подаваемый непосредственно на уплотнительную пару. Предназначен для предотвращения попадания в уплотнение грязного рабочего газа из проточной части турбомашины. Должен быть совместим с рабочей средой турбомашины (не вступать в химическую реакцию, не образовывать взрывоопасные и токсичные соединения). Его давление должно превышать максимальное давление рабочего газа в области уплотнения не менее чем на 2 кг/см2 (в том числе перед пуском и после останова). Как правило, в качестве основного источника буферного газа используется отбор из линии нагнетания компрессора. В качестве пускового источника буферного газа (для применения в период опрессовки, пуска и останова) может применяться отбор из общего нагнетательного коллектора (за краном №2). В случае отсутствия давления за краном №2 используется отбор от станционной системы импульсного газа. Для ДКС и компрессоров, сжимающих "кислый" газ, отбор на всех режимах эксплуатации осуществляется от станционной системы подготовки буферного газа.
Барьерный (разделительный) газ – газ, подаваемый в концевой лабиринт. Выдувает утечку буферного газа на свечу и препятствует попаданию масла из подшипника в уплотнение. Как правило, применяется азот или воздух.